ПОЛОЦКИЙ БРАТСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Том LVII, С. 225-228
опубликовано: 13 августа 2024г.

ПОЛОЦКИЙ БРАТСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Содержание

Находился в г. Полоцке Витебской губ., на правом берегу р. Зап. Двины.

XVI-XVII вв.

Вид на Богоявленский мон-рь со стороны Зап. Двины. Фотография. 1916 г.Вид на Богоявленский мон-рь со стороны Зап. Двины. Фотография. 1916 г. Основан в 1582 г. по просьбе правосл. общины г. Полоцка, лишившейся в 1579 г. всех своих обителей. 8 мая 1582 г. польск. кор. и Литовский вел. кн. Стефан Баторий выделил для строительства П. Б. м. 2 плаца, освободив его насельников от исполнения городовых повинностей. Эта привилегия в период Ливонской войны 1558-1583 гг. в значительной мере облегчала материальное положение обители.

В нач. XVII в. в связи с упразднением Полоцкой и Витебской правосл. епархии П. Б. м. был подчинен митрополитам Киевским, Галицким и всея Руси. 12 июля 1633 г. польск. кор. и Литовский вел. кн. Владислав IV Ваза разрешил открыть в Полоцке Братскую школу. Она должна была содержаться за счет братчиков П. Б. м., к-рые из своего числа назначали 2-3 чел. для контроля над школой. Школа была внесословной: в ней учились дети полоцкой шляхты, купцов, ремесленников, горожан и крестьян. Преподавателями стали известный белорус. духовный деятель, писатель иером. Филофей (Утчицкий), его воспитанники - Савва Капустин и Василий Янович. В их распоряжении была богатая б-ка. В 1656-1659 гг., до своего переезда в Москву, здесь преподавал их младший современник Симеон Полоцкий. Он организовал в Братской школе 1-й театр.

В связи с усилением католич. реакции на Полоцкой земле среди ее населения росли прорус. симпатии. Об этом становится известно из т. н. расспросных речей, к-рые были взяты в Посольском приказе у настоятеля полоцкого Воскресенского монастыря игум. Афиногена (Крыжановского). Он приехал в Москву «бити челом» царю Алексею Михайловичу «от 3-х монастырей христианских греческого закону: от монастыря Братского, что в Полотцку, от монастыря Лукомского, и от своего монастыря, Воскресенского, что им ныне учало быть от ляхов утесненье великое». Опасаясь репрессий, братия этих обителей просила правителя России дать им возможность в случае военного конфликта уйти в новгородские пределы в районе Вел. Лук (Воссоединение Украины с Россией. 1953. С. 22).

В 1655-1659 гг. П. Б. м. возглавлял уроженец Могилёва, известный церковный деятель, писатель и сторонник сближения с Россией игум. Игнатий (Иевлевич), племянник одного из главных идеологов движения правосл. братчиков в Речи Посполитой Фомы Иевлевича (см. Иевлевичи). 5 июля 1656 г. в поле за полоцким Бельчицким во имя святых князей Бориса и Глеба монастырем произошла встреча настоятеля П. Б. м. с царем Алексеем Михайловичем во время военного похода 1656 г. на Ригу. Возглавляя делегацию полочан, игум. Игнатий (Иевлевич) обратился к правителю России с приветственной речью. В ней он отметил, что переход под власть царя рус. земель Литовского великого княжества является свидетельством торжества Православия. Большое впечатление на правителя России произвело также выступление 10-летних отроков из Братской школы во главе с Симеоном Полоцким. Они прочитали в честь царя стихи «Метры на пришествие великого государя Алексея Михайловича». Царь находился в Полоцке 5-15 июля 1656 г., и за это время он посетил П. Б. м.

12 окт. 1656 г. игум. Игнатий (Иевлевич) вновь встречал царя Алексея Михайловича недалеко от Полоцка после завершения похода рус. войск в Ливонию. Правитель России прожил в городе 2 недели, молился на литургии, к-рую совершал настоятель П. Б. м., заверявший в верности жителей города рус. царю. В том же году по приказу Алексея Михайловича во владение обители были переданы запустевший старинный Преображенский муж. монастырь в Заполотье, а также приписанные к нему вкладчиками деревни и 2 мельницы на р. Зап. Двине. Помимо этого 16 нояб. 1656 г. по решению царя полоцкому воеводе кн. Д. А. Долгорукому была послана грамота «с прочетом» о возвращении П. Б. м. вотчин в Полоцком повете, к-рые состояли из сёл Иванское, Межшичи и Вежища, деревень Медведки, Пристой, Гнездиловичи, Чановичи, Комли, Улазовичи, Староселки, Пятницкое, Непадовичи, Дедица, Ливо, Несчерво, Тройдевичи, Крешути, Стайки, Замшино, Ярчичи, Сосницы, Лучна и Хохло, «оболь Игуменская и Спасская» и «иные деревни», которые ранее «от православные церкви отняли латыни к римскому костелу». Воеводе предписывалось оградить эти владения П. Б. м. и его крестьян от поборов офицеров и «иных всяких чинов наши служилые люди», чтобы они не разоряли и не кормились в вотчинах обители (Рус.-белорус. связи. 1963. № 357. С. 378-379).

25 февр. 1657 г. по решению царя на монастырское строение был передан кирпич. В 1656 и 1658 гг. братия добивалась в Москве права на неподсудность своей обители власти еп. Полоцкого и Витебского Каллиста (Дорофеевича-Риторайского). 18 июля 1657 г. в Могилёве архиерей наделил настоятеля мон-ря широкими полномочиями на территории не только Полоцкой и Могилёвской епархий, но и митрополичьей области. Среди прочего игумен П. Б. м. должен был выслать из церквей униатских священников.

27 марта 1658 г. игум. Игнатий (Иевлевич) и монахи добились права П. Б. м. на ставропигию. В своей жалованной и несудимой грамоте Святейший патриарх Московский и всея Руси Никон (Минов) разрешил им «всякие дела между собою в монастыре вершити», в числе которых были избрание настоятеля собором старцев обители, благословение «у нас великого архиерея приимать», а «неудобная же дела велеть им… извещать» лично патриарха Никона. Др. лицам, включая еп. Каллиста, запрещалось управлять мон-рем, судить и «ни в чем… ведати» его иноков. В ответ на это игум. Игнатий и насельники должны были «благочестно и общежително, якоже подобает иноком, жити… заповеди блюсти, и подручных им тому же наказывати, и монастырская вся по правилом святых Апостол и богоносных отец устрояти» (АИ. Т. 4. № 113. Стб. 257-258). Однако 21 февр. 1659 г. грамота не была подтверждена из-за опалы, наложенной на поддержавшего ее патриарха Никона, а также из-за челобитья царю Алексею Михайловичу со стороны еп. Каллиста. Вернувшись в Полоцк, в 1659 г. архиерей подверг за это церковному прещению нек-рых старцев П. Б. м. В связи с этим делом пострадал и Симеон (Полоцкий).

Тем не менее в кон. 50-х - нач. 60-х гг. XVII в. архим. Игнатий сохранил свое влияние при царском дворе в Москве и при дворе Полоцкого и Витебского архиерея. В 1659 г. он вновь назначил настоятеля П. Б. м. своим «генеральным наместником» в Могилёве, чтобы исправить в нем недостатки в церковной жизни. В дек. того же года царь Алексей Михайлович назначил архим. Игнатия настоятелем полоцкого Бельчицкого мон-ря. В нач. янв. 1660 г. архим. Игнатий (Иевлевич), Симеон (Полоцкий) и 12 их учеников из П. Б. м. на 9 подводах приехали в Москву. 19 янв. 1660 г. они были приглашены на прием в Кремль, где бывш. настоятель П. Б. м. был допущен поцеловать руки царя и царицы. В февр. 1660 г. архим. Игнатий (Иевлевич) принял участие в заседании церковного Собора. В 1664 г. вместе с богоявленскими старцами Анатолием и Геронтием он поехал по церковным делам в Москву, где и скончался.

По итогам Андрусовского перемирия 1667 г. рус. войска оставили Полоцк, а возвратившиеся в город католики начали новые гонения на его правосл. жителей. В результате этого владения П. Б. м. были изъяты у братчиков и переданы в распоряжение местных иезуитов. В кон. 60-х гг. XVII в. униаты добились того, чтобы Братская школа в Полоцке была закрыта.

К кон. XVII в. комплекс земельных владений обители сложился из имений Нов. Двор, Оболь-Лясково, Тресковичи, Шепиловичи и др. Самым крупным из них было с. Ропно. К нему «тянуло» 1289 дес. земли, на к-рых трудилось 42 крестьянина.

А. В. Кузьмин

XVIII-XXI вв.

Богоявленский собор. 1761–1788 гг. Фотография. 2014 г. Фото: А. П. ПятновБогоявленский собор. 1761–1788 гг. Фотография. 2014 г. Фото: А. П. Пятнов В 1705 г. П. Б. м. посещал царь Петр I Алексеевич (Чантурыя. 2003. С. 237). Грамотами Святейшего патриарха Московского и всея Руси Адриана (февр. 1697) и местоблюстителя Патриаршего престола митр. Рязанского Стефана (Яворского) (17 окт. 1715) монахам П. Б. м. дозволялось ежегодно приезжать в Ригу для совершения богослужений и «милостыни ради» (ОДДС. Т. 2. Ч. 1. Прил. № XXX-XXXI. Стб. CCIV-ССVIII; Т. 3. Прил. XXVI. Стб. XXXIV-XCII). 8 марта 1772 г. в ответ на прошение игум. Гедеона (Маркевича) с 16 насельниками Синод принял П. Б. м. под свою «протекцию», «как прежде было при святейших патриархах», дабы защитить от притеснений униатов (Там же. Т. 2. Ч. 1. № 235. Стб. 372-373). В 1728 г. наместник П. Б. м. иером. Феофан и эконом Маркова витебского во имя Святой Троицы мужского монастыря иером. Филарет жаловались в Синод на угнетения и «обиды» со стороны униатов, к-рые «отнимают насилием» монастырские земли, не дозволяют строить и ремонтировать храмы и «всякое ругательство творят». Синод «отпустил» (выдал) им 4 освященных антиминса для новых церквей (Там же. Т. 8. № 297, 425, 583).

К сер. XVIII в. постройки П. Б. м. были деревянными. На карте Полоцка 1707 г. имеется схематичное изображение Богоявленского собора - «квадратного в плане центрического пятиглавого сооружения» с 4 угловыми башнями. Многочисленные пожары 1-й пол. XVIII в., в т. ч. пожар 1757 г., привели к утрате всех монастырских зданий. Новый, каменный собор Богоявления, сооружавшийся с 1761 г. на средства состоятельных прихожан, был освящен 5 авг. 1777 г. настоятелем псковского Мирожского в честь Преображения Господня монастыря игум. Иустином (Трипольским). Завершение строительства датируется 1779 г. Собор указан на картах Полоцка 1778 и 1793 гг. (Чантурыя. 2003. С. 238, 239). После посещения (1780) Полоцка имп. Екатериной II Алексеевной на ее средства (35 221 р. 18 к.) были отремонтированы мн. здания обители, в т. ч. к 1788 г. перестроен собор (разобран и снят фронтон над апсидой, убран декор, придававший церкви «католический вид») по проекту архит. Дж. А. Кваренги. Храм предстал в виде купольной 3-нефной базилики с полукруглой апсидой и 2 одноярусными башнями на главном фасаде. Средокрестье собора венчал 8-гранный световой барабан с куполом. В сев. соборной башне находилась звонница с 7 колоколами, путь в к-рую лежал через хоры с металлическим ажурным ограждением. Стены и купол были украшены фресковой росписью. В Богоявленском храме были освящены правый придел в честь Рождества Пресв. Богородицы и левый - во имя свт. Николая Чудотворца (к 1908 переосвящен в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»). Собор украшал 4-ярусный иконостас с резными позолоченными царскими вратами. Согласно описи церковного имущества от 22 июля 1788 г., среди утвари и облачений в соборе имелись 61 риза, 27 стихарей, 25 напрестольных «уборов» и жертвенников, 13 серебряных сосудов, 10 Евангелий и др. В 1832, 1853-1854 и 1891 гг. собор ремонтировался.

В 1781-1785 гг. по повелению имп. Екатерины II в обители вместо обветшавшего деревянного был сооружен каменный 2-этажный корпус, в к-ром устроены покои игумена, кельи иноков, а также освящена теплая каменная ц. (с печным отоплением) во имя вмц. Екатерины. В 1803 г. по инициативе настоятеля (1803-1815) архим. Александра (Корженецкого) в ней был освящен 2-й престол - во имя прп. Евфросинии Полоцкой.

В 1781 г. недалеко от П. Б. м. была построена деревянная ц. Покрова Пресв. Богородицы, первоначально служившая кладбищенским храмом мон-ря, с 1804 г. ставшая соборной, с 1833 г.- приходской.

В 1798-1832 гг. П. Б. м. был заштатным с архимандричьим управлением, 6 авг. 1832 г. причислен к штатным необщежительным обителям 2-го класса (с выделением штатных сумм и земельных угодий). После образования 30 апр. 1833 г. правосл. Полоцкой епархии еп. Смарагд (Крыжановский) поселился в настоятельских кельях П. Б. м. за неимением архиерейского дома. Членом учрежденной Полоцкой духовной консистории был назначен настоятель (1831-1843) обители архим. Паисий (Полоцкие ЕВ. 1874. № 4. Ч. неофиц. С. 134). В июле 1840 г. униат Кирилл Летов из Бадулинского мон-ря был направлен на исправление в П. Б. м. из-за своего отказа перейти в Православие. За недобросовестное ведение дел, злоупотребления и беспорядки в мон-ре по указу духовной консистории в мае 1843 г. архим. Паисий был отстранен от управления П. Б. м., а в июне переведен в Краснохолмский Антониев во имя святителя Николая Чудотворца монастырь. Согласно штатному расписанию, утвержденному 1 янв. 1842 г., братия монастыря должна была состоять из 16 чел. (настоятель, 6 иеромонахов, 3 иеродиакона, 2 монаха и 4 послушника). В 60-80-х гг. XIX в. численность братии варьировалась от 13 (в 1883) до 21 (в 1889) человека. Штатные служители составляли от 13 (1883) до 6 (в 1889) человек. Сверх штата при П. Б. м. проживали от 4 (1883) до 15 (1889) послушников. В число послушников входили и мальчики-сироты, постоянно проживавшие при обители.

Одной из главных функций П. Б. м., определенной гос. политикой, являлась образовательно-воспитательная. Еще в 1788 г. в обители была учреждена гимназия под началом игум. Иоасафа (Блажевского), с 1835 г. размещалось муж. ДУ, с кон. 80-х гг. XIX в.- жен. пансионат, преобразованный в 90-х гг. XIX в. в жен. гимназию. С авг. 1845 по 1849 г. функционировало дьячковское училище. В 1888 г. на средства обители была открыта церковноприходская школа.

Среди святынь в П. Б. м. почитался список с Иверской иконы Божией Матери (длина - 2 аршина 6 вершков, ширина - 2 аршина). По преданию, во время пожара 17 июня 1683 г. этот образ был похищен униатами, но вскоре возвращен правосл. прихожанками в обитель. К кон. XIX в. икона была обрамлена серебряной вызолоченной ризой, украшенной драгоценными камнями. Над главой Богомладенца был помещен венец из червонного золота весом в 50 золотников.

Крестные ходы в П. Б. м. совершались в четверг на 1-й неделе Петрова поста по р. Зап. Двине и по городу и 9 мая - в приписную к обители кладбищенскую каменную ц. свт. Николая Чудотворца (1750) в с. Ропно.

В 1855 г. П. Б. м. был наделен лесными угодьями. До 1844 г. к П. Б. м. причислен невельский Преображенский мон-рь, в 1845 г.- Махировский муж. мон-рь Полоцкого у. Витебской губ., с 16 авг. 1863 по 1878 г.- полоцкий Борисоглебский мон-рь. К 1908 г., при настоятеле (1903-1910) архим. Евфимии, П. Б. м. получал из казны 2850 р. ежегодно, в нем проживали 9 монашествующих и 18 послушников. С 1903 г. духовником обители служил иером. Сергий (Ситорук; 1863-1936). Ок. 1910-1913 гг. П. Б. м. возглавлял архим. Порфирий. С 1914 г. П. Б. м. являлся резиденцией еп. Двинского Пантелеимона (Рожновского), непосредственное управление обителью осуществлял наместник иером. Серафим (впосл. архимандрит).

Во время первой мировой войны, в окт. 1915 г., когда возникла угроза захвата Полоцка германскими войсками, предполагалось эвакуировать П. Б. м. в Геннадиев в честь Преображения Господня мужской монастырь Любимского у. Ярославской губ., о чем еп. Рыбинский Корнилий (Попов) сообщил в Полоцкий епархиальный эвакуационный комитет (Полоцкие ЕВ. 1915. № 41. С. 416). В 1918 г. П. Б. м. был закрыт, нек-рое время в нем проживали настоятель и трое монашествующих. В 20-х гг. XX в. в Богоявленском соборе, получившем статус приходской церкви, совершал богослужения архим. Серафим. В ходе кампании по изъятию церковных ценностей из Богоявленского храма было вывезено 30 фунтов серебра. В 30-х гг. XX в. храм был закрыт и передан Комитету физкультуры для использования в качестве городского спортивного зала. Позднее комплексу построек П. Б. м. был присвоен статус памятника архитектуры. После ремонта в каменном 2-этажном корпусе были размещены Музей-библиотека Симеона (Полоцкого) и Музей белорусского книгопечатания. В 1981 г. после реставрации в здании Богоявленского собора открыта картинная галерея. В 1991 г. храм возвращен верующим и стал кафедральным собором Полоцкой и Глубокской епархии.

Арх.: РГАДА. Ф. 79. № 1. Л. 27; Ф. 144. Оп. 2. № 37-38.
Ист.: ДРВ. М., 1782. Ч. 3. С. 309-312, 316-322, 335-337, 367-369, 372-374, 392; АИ. Т. 4. № 113. Стб. 257-258; Ист.-юрид. мат-лы, извлеч. из актовых книг губерний Витебской и Могилёвской. Витебск, 1900. Вып. 28. С. 252, 257-258, 272, 277-278, 299, 320; Воссоединение Украины с Россией: Док-ты и мат-лы: В 3 т. М., 1953. Т. 3: 1651-1654 гг. № 12. С. 21-24; Рус.-белорус. связи: Сб. док-тов (1570-1667 гг.) / Отв. ред.: Л. С. Абецедарский, М. Я. Волков. Мн., 1963. № 357. С. 378-379; Заборовский Л. В. Католики, православные, униаты: Проблемы религии в русско-польско-укр. отношениях кон. 40-х - 80-х гг. XVII в.: Док-ты, исслед. М., 1998. Т. 1: Источники времени гетманства Б. М. Хмельницкого. № 54. С. 97-98; Док-ты по истории Правосл. Церкви на Беларуси XVIII-XX вв. в фондах гос. архивов Респ. Беларусь: Межархивный справ. / Авт.-сост.: О. А. Добычина и др. Мн., 2003; Симеон Полоцкий. Витане боголюбивого еп. Калиста Полоцкого ы Витебского од детей школы Братское Богоявленское, мовеное пры въезде его милости до Полоцка А. 1657, июня 22 // Памятники лит-ры Беларуси X-XVIII вв. / Сост. и пер. на рус. яз.: И. В. Саверченко. Мн., 2013. С. 376-378.
Лит.: ИРИ. Ч. 3. С. 441-456; Без-Корнилович М. О. Ист. сведения о примечательнейших местах в Белоруссии. СПб., 1855; Стат. сведения о церквях и причтах Полоцкой епархии, с алф. списком оных. Мн., 1884; Чистович И. А. Очерк истории зап.-рус. Церкви: В 2 ч. СПб., 1884. Ч. 2; Сапунов А. П. Древние иконы Божией Матери в Полоцкой епархии. Витебск, 1888; Зверинский. Т. 1. № 86; Довгялло Д. И. Полоцкая епархия к 1903 г. Витебск, 1903; Денисов. С. 68-69; Полоцк: Ист. очерк. Мн., 19872; Памяць: Гiсторыка-дакумент. хронiка Полацка / Рэд.: Г. П. Пашковў. Мн., 2002. С. 219-220, 844-846; Слюнькова И. Н. Мон-ри вост. и зап. традиций: Наследие архитектуры Беларуси. М., 2002. С. 36, 71, 153-156, 474-475, IX-X; она же. Храмы и мон-ри Беларуси XIX в. в составе Рос. империи: Пересоздание наследия. М., 2010; Чантурыя Ю. У. Гарады i час // Страчаная спадчына / Уклад.: Т. В. Габрусь. Мн., 2003. С. 236-254; Архiтэктура Беларусi: Нарысы эволюцыi ва ўсходнеслав. i еўрапейскiм кантэксце: У 4 т. Мн., 2006. Т. 2: XV-XVIII ст.; Храмы и мон-ри Полоцкой епархии: Фотоальб. Новополоцк, 2006; Дук Д. У. Полацк XVI-XVIII ст.: Нарысы тапаграфii, гiсторыi матэрыяльнай культуры i арганiзацыi жыццёвай прасторы насельнiцтва беларус. горада. Наваполацк, 2007; он же. Полацк i палачане (IX-XVIII ст.). Наваполацк, 2010; Иванкович М. А. Церкви полоцкого муж. Богоявленского мон-ря во 2-й пол. XVIII-ХX в. // Молодой ученый. Каз., 2018. № 8(194). С. 101-104.
А. В. Кузьмин, Д. Б. К.
Рубрики
Ключевые слова
См.также